ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Подготовила Сокарева Г.В.Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №511Пушкинского района Санкт-Петербурга

Одним из вариантов поддержания здоровья, физических возможностей и психологической устойчивости школьников является постоянное выполнение физической работы, проводимой в форме физкультурных занятий. В процессе спортивной деятельности улучшаются морфофункциональные показатели, развиваются психомоторные свойства организма, определяющие качество двигательных действий.
Главным принципом оздоровительной физической культуры является адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека и соответствие характера и особенностей выполнения упражнений мотивам и потребностям занимающихся [Бальсевич В.К., 1990; Ильин Е.П., 1994].
Опыт многолетних занятий по экспериментальным программам показал, что использование комплекса средств оздоровительной физической культуры для занимающихся школьников, дает положительный результат. Достигается высокий уровень двигательной активности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, психоэмоционального состояния и общего самочувствия.
Цель проводимого исследования – воздействие на состояние здоровья школьников средствами физической культуры. В исследовании принимали участие ученики 5 класса школы № 511 города Пушкина (25 девочек и 23 мальчика). Была поставлена задача, исследовать их физическое состояние с использованием компьютерной системы «ФАКТОР».
Были поставлены задачи:
— выявить школьников с отклонениями в состоянии здоровья;
— подобрать наиболее эффективные оздоровительные методики для занятий со школьниками.
Научные исследования и практический опыт показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности оказывают неблагоприятное влияние на организм. Существует некоторый оптимальный уровень физической активности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, основным направлением использования физических нагрузок является их оптимизация (Гаврилов Д.Н., 2011).
Здоровье школьника зависит от многих факторов: режим дня, правильное питание, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, психологический комфорт в семье и образовательном учреждении.
Ведущим признаком здоровья можно считать одно из главных и универсальных качеств биосистемы – адаптацию, способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма и обеспечивать нормальную разностороннюю жизнедеятельность (П.И.Калью, 1988).
Для оценки здоровья использовались следующие критерии: уровень физического развития, степень его гармоничности; соответствие биологического возраста календарному; уровень физической подготовленности; наличие или отсутствие хронических заболеваний; улучшение состояния здоровья.
Методы исследования: анкетирование, опрос, антропометрия, методы функциональной диагностики, статистическая обработка материала.
Анализ показателей морфофункционального состояния проводился по показатели физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, телосложение); функциональное состояние сердечно-сосудистой системы по величине ЧСС в покое, нагрузке и восстановлении, АД в покое и нагрузке.
Нами проводилась оценка психомоторных функций школьников. Использовали следующие тесты: скорость изолированной реакции, характеризующая психомоторный компонент быстроты; реакция на движущийся объект, характеризующая зрительно-моторную координацию движений; дозированная динамометрия, показывающая точность регуляции силовых параметров движений; дозированная линейная кинемометрия, характеризующая точность регуляции пространственных параметров движений.
Экспертная система для оценки уровня физического состояния и для формирования индивидуальных программ занятий физической культурой на базе компьютерных систем позволяет определять степень оздоровительного воздействия занятий по различным программам. Система мониторинга физического состояния позволяет отслеживать характер происходящих изменений в процессе занятий физической культурой и возможность корректировать программы занятий, добиваясь их выраженного оздоровительного воздействия.
Уровень двигательной подготовленности можно определять с помощью обобщенных показателей (выполнения нормативных требований или спортивных результатов) и используя двигательные тесты на быстроту, силу, выносливость, подвижность в суставах. По сопоставлению показателей тестирования и оценки техники исполнения можно обоснованно вводить коррективы в педагогический процесс.
В результате анализа показателей морфофункционального состояния были получены следующие данные:
— длина тела и масса тела соответствуют возрастной норме, телосложение оценивается как гармоничное, что подтверждает весо-ростовой индекс (22,7 усл. ед.);
— жизненная емкость легких (ЖЕЛ) несколько меньше расчетной величины, определяемой по формуле Людвига;
— жизненный индекс (56,0 усл.ед.), ниже среднего, однако, показатели пробы Штанге, задержка дыхания на вдохе, (63,4 усл. ед.) хорошие;
— уровень аэробной выносливости удовлетворительный (10,5 усл. ед.), так же, как и мышечной выносливости (40,4 усл. ед.);
— снижен уровень гибкости (4,9 усл. ед.);
— физическая подготовленность низкая (15,5 усл. ед.), уровень физического здоровья (8,2 усл. ед.), ниже среднего.
Таким образом, рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, с помощью компьютерной системы «ФАКТОР» для оценки оздоровительного воздействия физкультурных занятий, может помочь сохранить здоровье, обеспечить должный уровень физических возможностей и психологической устойчивости школьников.

Написать комментарий