Методы конструирования программ, составления связок и особенности использования методов слова на  занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики.

Методы конструирования программ на  занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики.

Для деятельности тренера (инструктора) характерны два типа конструирования программ и проведения уроков аэробики — свободный (фристайл) и структурный (хореографический).

В свободном методе конструирование программ происходит во время проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно, широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов, повторяющихся во время определенного танцевального фрагмента. При применении фристайла музыкальное сопровождение, содержание упражнений и частей урока, а также методов обучения и проведения упражнений, используемых в каждом последующем уроке, могут различаться.

В структурном методе конструирование программ осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из сочетаний различных аэробных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Такие стандартизированные программы повторяются в течение определенного цикла занятий, достаточного для решения конкретных задач.

При определении преимуществ одного метода составления программ перед другим специалисты расходятся во мнении. Некоторые тренеры считают, что спонтанность фристайла, предопределяет выбор для урока наиболее простых движений, что приводит к его однообразию, монотонии. Кроме того занимающиеся находятся в постоянном ожидании следующего незнакомого упражнения и выполняют задаваемые тренером варианты движений, а не уже известную их последовательность, что снижает эффективность такого действия. Как считает (Лорна Френсис, 1992г.), данный вариант урока не требует специальной подготовки инструктора и более характерен для начинающих специалистов. Но так же существует и другое мнение о целесообразности использования свободного метода конструирования оздоровительных программ и проведения урока аэробики. Элемент неожиданности, характерный для фристайла, является привлекательным для хорошо физически подготовленных занимающихся с высоким уровнем координации. А введение творческого компонента в урок с применением импровизации на заданную двигательную тему требует высокого уровня квалификации, музыкальной и двигательной подготовки инструктора.

И все же занятия проводимые на основе структурной программы, могут быть более сложными и эффективными для занимающихся разных целевых групп. Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания упражнений занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные комбинации в различных сочетаниях. Этот вариант проведения занятий привлекателен для многих занимающихся, т.к. они получают возможность оценить свои достижения и повысить уровень тренированности.

Разработка и проведение структурной программы требует более углубленной предварительной подготовки инструктора, который должен подобрать музыку с определенным числом ритмических ударов в минуту, записать фонограмму для всей программы без перерывов в звучании музыки, подобрать и распределить в уроке различные упражнения и соединения, разучить программу и уметь обучать занимающихся, управлять нагрузкой в последующих занятиях и т.д. (Е. С. Крючек, 1999)

При усложнении движений инструктору необходимо искать такие пути оз­накомления с новой частью движения, чтобы занимающиеся могли быстро вос­произвести их. Существует несколько классических приемов, способствующих обучению, которыми обязательно должен овладеть инструктор, прежде чем придумывать свои.

  1. изменение темпа движения (при разучивании, с начала каждое дви­жение выполняется на 4 или 2 счета, а затем на один); при этом уменьшается частота пульса, падает нагрузка, теряется аэробный эффект;
  2. изменение ритма движения;
  3. введение новых движений в ранее изученное (скрестный шаг закон­чить подъемом бедра);
  4. изменение направления движения (полностью все движение выполнять в дру­гую сторону или какая-нибудь часть тела перемещается в про­странстве в другом направлении);
  5. изменить технику выполнения движения (подъём бедра выполнить с прыжком);
  6. добавление к движению ногами действия руками и другими частя­ми тела. (Л. В. Люйк, Г. Р. Айзятуллова и О. В. Солодянников, 2009)

Само по себе наличие у тренера программы занятия еще не гарантирует достижение занимающимися оздоровительного эффекта. Существенное значение имеют знания и умения тренера. Уровень его профессиональной подготовки проявляется и в умении планировать обучение, регулировать физическую нагрузку как в каждом отдельном занятии, так и в системе длительных занятий. В оздоровительной работе широко используются групповые (рекомендуется комплектовать группы с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся) и индивидуальные занятия аэробикой (персональный тренинг под руководством тренера или самостоятельные занятия).

Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальным (самостоятельное выполнение задания под руководством тренера) или круговым способом (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы). В последнее время широкое распространение получили разные авторские программы силовой круговой и танцевальной круговой аэробики.

При постоянных занятиях оздоровительной аэробикой танцевальной направленности и использовании заранее разработанных стандартных программ можно придерживаться следующих рекомендаций по продолжительности их изучения, базирующихся на учете адаптации организма занимающихся к нагрузке:

1. Одну (две) недели выполнять стандартную нагрузку, разучивать танцевальные соединения и совершенствовать технику движений.

2. Одну (две) недели повышать нагрузку за счет увеличения продолжительности урока (на 10%). В стандартной программе увеличить количество повторений разных «блоков» упражнений.

3. Две (четыре) недели продолжить повышение нагрузки, увеличив длительность урока еще на 10% или увеличив интенсивность упражнений.

Для регулирования нагрузки могут быть использованы разные методические приемы, в том числе и так называемый «периодичный» и «продолжительный тренинг».

«Периодичный тренинг» в аэробной части урока может рекомендоваться только для людей молодежного возраста с высоким уровнем подготовленности. Суть этого метода заключается в чередовании упражнений с высоким уровнем нагрузки (увеличивающей ЧСС (пульс) до 80-100% от максимально допустимой), такой режим нагрузки рекомендуется выполнять в течение коротких промежутков времени — от 10 секунд до 5 минут. После этого включают в программу упражнения с небольшой нагрузкой и активным отдыхом. Соотношение времени для первого и второго типов нагрузки может быть различным — ½ или 1/3 (эти данные требуют серьезного научного обоснования).

«Продолжительный тренинг» в аэробной части урока более приемлем для начинающих заниматься аэробикой, а также людей со средним и низким уровнем подготовленности. Занимающимся предлагается оптимальная нагрузка, с постоянной интенсивностью выполнения упражнений на протяжении достаточно длительного времени — от 15 до 40 минут. Плановый сдвиг частоты сердечных сокращений должен поддерживаться на уровне от 60 до 75% от максимально допустимых возможностей организма. (Е. С. Крючек, 1999)

Методы составления связок на  занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики.

Для поддержания интереса к урокам аэробики инструктору необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения программ в соот­ветствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимаю­щихся. При проведении занятий по аэробике широко используются специфичные методы и приемы, которые давно известны в теории и методике гимнастики и используются при проведении общеразвивающих упражнений, разучивании вольных упражнений, комбинаций на снарядах. Поскольку сама аэробика зародилась в Европе, то и все методы обучения данным упражнениям приводятся именно оттуда. И лишь, получив новые названия, эти методы преподносятся рядом авторов (Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В., 2002, Ясных Е. А. и Захаркина В. А., 2006 и др.) как что-то абсолютно новое.

К ним относятся:

  1. Метод линейной прогрессии.

Этот метод применяется в уроке нулевого уровня и может применяться в любом другом. Структурный элемент – «шаг». «Шаг»  — это базовое упражнение (набор последовательных действий, выполняемых на определенное количество счетов). «Шаги» в занятии нулевого уровня не соединяются в комбинации и нет возвращения к первоначальному шагу. Таким образом, линейная прогрессия – неоднократное повторение одного «шага», затем возможно добавление движений руками и далее переход к другому шагу. К первоначальному движению (шагу) не возвращаемся. Данный метод не обременяет занимающихся необходимостью запоминать движения – их просто повторяют за инструктором неоднократное количество раз, тем самым, совершенствуя технику выполнения движения. Для того чтобы было не скучно повторять одно и то же движение, инструктором применяются педагогические приемы: голосовые возгласы, хлопки, изменяется направление движение, меняются положение рук и т.д.

  1. Метод «от головы к хвосту».

Построение связок методом «от головы к хвосту» происходит следующим образом:

1)      Разучивается базовый шаг (количество повторений 8×4);

2)      Затем разучивается следующий шаг (количество повторений 8×4);

3)      После этого два разученных базовых шага связываются и повторяются, получается связка из 16 счетов и ее повторяют 2 раза;

4)      Разучивается третий шаг (количество повторений 8×4);

5)      Добавляем третий шаг к последнему разученному базовому шагу;

6)      Получается связка также из 16 счетов, которую выполняют 2 раза подряд;

7)      Выполняется четвертый шаг (количество повторений 8×4);

8)      Третий разученный шаг связываем с последним разученным и получается связка на 16 счетов, выполняется 2 раза.

При применении данного метода тренируется двигательная память, развивается мышление, совершенствуется техника движений. Этот метод рекомендуется использовать в уроках нулевого уровня, а также для начинающих инструкторов.

  1. Метод «зигзаг».

Этот метод характеризуется многообразием построения связок, основанных на малом количестве шагов. Связки раскладываются следующим образом:

1)      Разучивается базовый шаг (количество повторений 8×4);

2)      Затем разучивается следующий шаг (количество повторений 8×4);

3)      После этого два разученных базовых шага связываются и повторяются. Получается связка на 16 счетов и ее повторяют 2 раза;

4)      Разучивается третий шаг (количество повторений 8×4);

5)      Разученные шаги выполняются последовательно и повторяются с различной модификацией.

Метод применяется на нулевом и 1-м уровнях, когда у занимающихся еще отмечается плохая координация и плохая техника выполнения базовых шагов, но уже развивается творческое мышление и двигательная память. При неоднократном повторении шагов исполнительское мастерство и техника выполнения шагов совершенствуется.

  1. Метод сложения связок.

Это – самый распространенный метод в работе инструктора по оздоровительным видам аэробики. Построение связок методом сложения происходит следующим образом:

1)      Выполняется первый базовый шаг (количество повторений 8×4);

2)      Затем разучивается следующий шаг (количество повторений 8×4);

3)      После этого два разученных базовых шага (8 счетов+8) повторяются. Получается связка на 16 счетов и ее повторяют 2 раза;

4)      Разучивается третий шаг (количество повторений 8×4);

5)      Разученные шаги складываются и образуется связка из трех шагов в строгой последовательности, последний разученный шаг повторяется для того, чтобы закончить музыкальную тему – 32 счета. И так далее, хореография композиции будет тем сложнее, чем большее разнообразие шагов в нее войдет на 32 счета.

  1. Метод деления связок.

В основе метода заложен положительный перенос двигательного навыка с одной ноги на другую и возможность ускоренного разучивания связок, имеющих статус «со сменой ноги». В связки соединяются шаги в двойном количестве. Затем сокращается одновременно количество повторений, что объединяет шаги в связку. Для показа этого действия существует жест – «ножницы», выполняемый средним и указательным пальцами на уровне глаз. Каждый шаг выполняется по 8 раз, показываем в воздухе «ножницы» и выполняем все по 4 раза. Делим пополам и все с другой ноги в другую сторону. Повторяем столько же раз.

  1. Метод блоков.

Блок – структурный элемент. Блок – связки «шагов», выполняемые в определенном порядке на одну музыкальную фразу на 8 счетов, а 4 связки создают блок на 32 счета. Блок может иметь статус: со сменой ноги или нет. Желательно, чтобы нога менялась, так как нагрузка должна быть равномерной на все части тела и все мышцы. Шаги объединяются в связки, связки – в блоки, блоки – в комбинации. Построение блока происходит следующим образом:

1)      Выполняется первая связка (количество повторений 8×4);

2)      Затем разучивается следующая связка (количество повторений 8×4);

3)      После этого разученные шаги соединяются в связку и повторяются. Получается 1 связка на 8 счетов и ее повторяют 2, 4, 8 и т.д. раз, до окончания темы в музыке;

4)      Разучивается третья связка (количество повторений 8×4);

5)      Разучивается шаг и методом деления выполняем шаги;

6)      Затем опять делим, все выполняем 2 раза или 4, 8 и т.д чтобы «вписаться» в музыкальный квадрат;

7)      Разученные связки складываются, и образуется блок из двух связок в строгой последовательности.

Связки по 16 счетов разучиваются правой и левой ногами.

  1. Метод добавления шагов.

Построение связок методом добавления шагов происходит следующим образом:

1)      Разучиваются отдельные шаги и их модификации; все это многократно повторяется;

2)      Затем количество повторений уменьшается.

Повторить на 8, 16 счетов или на 32 счета и т.д.; на последних 8 счетах показываем следующий шаг и, повторив ранее разученный на 8 счетов, учим новый, повторяя его 3×8.

3)      Продолжаем повторять и уменьшать количество повторений отдельных «шагов» до 8 счетов, тогда, соединив 2 шага, получаем связку из 2-х элементов;

4)      К этим двум шагам добавляем новый и разучиваем его на оставшихся по музыке счетах (до квадрата – конца темы);

5)      Все соединяем в комбинацию, состоящую из 32 счетов, т.е. постепенно добавляем новый базовый шаг или «альтернативный», который неоднократно повторили. Связка может состоять из большого количества элементов, тогда продолжаем добавлять шаги и модифицировать изученные в этом уроке.

Если группа хорошо подготовлена, то можно сразу без длительного разучивания давать простой блок.

  1. Метод замены шагов.

Создается связка из базовых или дополнительных шагов аэробики. Затем выполняются поочередное усложнение и замена одних элементов другими, но без изменения их исходного порядка. Измененная связка неоднократно повторяется. Затем происходит замена следующим движением. (Л. В. Люйк, Г. Р. Айзятуллова и О. В. Солодянников, 2009)

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений.

Особенности использования методов слова на занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики.

В практической работе каждый специалист сталкивается с необходимостью использовать специальный язык – терминалогию, приемы визуальной информации для контакта с занимающимися,  для того чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия для исправления ошибок и поощрения занимающихся.

Указания, даваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и четкими. Инструкции для занимающихся должны использоваться правильно по времени и (не нарушать ход урока и помогать им), быть конкретными и точными, а также убедительными. (Е. С. Крючек, 1999)

Команды инструктора по танцевальной аэробике делятся на вербальные и визуальные. Все они произносятся в определённое время и под определённый счёт. (Е. Б. Мякиченко и М. П. Шестакова, 2006)

Словесные (Вербальные):

  • Речевые обозначения (термины)
  • Речевые указания (начало и окончание движений, направление; осанка и техника движений)
  • Цифровые (число повторений упражнений – счёт «прямой» и «обратный»)
  • Речевая мотивация (поощрение)

Визуальные (невербальные):

  • Язык движений (тела) показ упражнений с соблюдением требованием к их технике
  • Специфические жесты (направление движений, «пальцевой» счёт, специальные обозначения)
  • Мимика (улыбка, кивок головой)

В словесных указаниях обычно используются одно-два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется умением тренера своевременно, четко и громко подавать их, не прерывая демонстрации движения и не сбивая дыхания.

Обычно в занятиях танцевальной аэробикой применение визуальных указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний. Например, вести подсчет и информировать о начале нового движения. (Е. С. Крючек, 1999)

 

Написать комментарий