Презентация методической системы претендента

Автор Парфененков В.О Опубликовано: апреля - 15 - 2012

Презентация методической системы претендента.

Преподавание истории в современной школе является одновременно и интересным, и сложным, и очень важным делом.
Интерес к истории связан с величием страны, в которой мы живем – России, с ее достижениями и победами, с возникавшими на ее пути трудностями и вариантами их преодоления, с допущенными ошибками и их влиянием на развитие государства и историю человечества, а значит – с чувством гордости и патриотизма, произрастающими на этой благодатной почве.
Сложность преподавания именно истории состоит, во-первых, в ее имперской величественности, что требует от учителя тонкого чувства толерантности в изложении исторического материала.
Во-вторых, сложность преподавания истории проявляется в потребности преодоления наследия недавнего безвременья, вызвавшего и тенденциозное освещение некоторых исторических тематик, и нигилистическое, очерняющее отношение к истории 20 века. Решение указанной задачи требует от учителя владения современной историографией. Учитель истории должен во всех смыслах быть «немножко исследователем», а в собственно историческом смысле исследовательская практика учителя необходима для развития исследовательского компонента урочной и внеурочной деятельности учащихся. Не будучи исследователем, очень сложно этому научить другого.
В третьих, сложность преподавания истории состоит еще и в чрезвычайной объемности предлагаемого к изучению материала. И это требует от учителя четкого осознания того, что даты, события и даже персоналии – не главный объект познавательной деятельности в истории. Увлечение ими может привести к «потере» самого важного – исторического процесса, и чтобы этого не произошло, современный учитель должен проявлять комплексный подход к преподаванию предмета, учитывающий все перечисленные факторы, и включающий в себя личность обучающегося как основу, на которую направлен весь образовательный и воспитательный процесс.
Важность преподавания истории состоит в том, что это – не просто изучение исторического процесса на определенном пространстве, это еще и воспитание патриота своей Родины, своего города, своей школы. И в этом смысле вновь многое зависит от учителя и его способности не просто научить истории, а научить любить историю своей страны, гордиться ее успехами, сопереживать неудачам, понимать и оценивать ее место в мире, и делать это не интуитивно, а осознанно, применяя весь арсенал исторических знаний и образовательных компетенций, являющихся мерилом и мотиватором самосознания учащегося, его личностной, аргументированной опорой.
Из вышесказанного следует миссия современного учителя истории, моя миссия, состоящая в освещении исторического процесса как в образовательном, познавательном контексте, так и в связи с задачами воспитания учащегося в русле патриотизма, гражданственности и толерантности, в личностном подходе к учащемуся как субъекту исторического образования.
Обозначенная миссия выдвигает на передний план такие важные качества каждого учителя, как доброжелательность, умение слушать и корректировать мысль ученика, быть личностно заинтересованным в обсуждаемых проблемах, гибким, готовым к пересмотру своих взглядов, самокритичным и стремящимся к постоянному самосовершенствованию. Важно понимать, что каждый ученик, стремится к самостоятельности, имеет неповторимый жизненный опыт, собственное мнение, которое необходимо уважать и стремиться включать в общий результат работы класса.
Основными направлениями моей педагогической деятельности в 2009 – 2012 гг. являлись:
1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
2. Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
Эти направления работы, во-первых, не исключают иных направлений самосовершенствования, а во-вторых – позволяют реализовывать очерченную педагогическую миссию через синтез познания, исследования и воспитания с одной стороны, чрез синтез урочной, внеурочной, метапредметной деятельности – с другой.

Целью моей педагогической деятельности является: формирование самостоятельной творческой личности обучающегося путем активной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время через патриотическое воспитание в предмете.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) активизация познавательного процесса в урочной и внеурочной среде;
2) развитие логического мышления, основанное на методиках проблемного обучения;
3) формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся через творчество в предмете;
4) формирование умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
5) воспитание нравственно и духовно богатой личности гражданина и патриота своей Родины;
6) освоение культуры работы с текстом исторического источника как основы исследования в урочной и внеурочной деятельности.
Система работы основана на следующих принципах:
1. Принцип проблемности — реализуется в рамках организации проблемного обучения на уроках истории и подразумевает под собой создание учителем тех проблемных познавательных ситуаций, которые способствуют познавательной и исследовательской активности учащегося и делают исход не только рассуждений, но и умозаключений личностно-значимым, исторически обоснованным.
2. Принцип диалога – учитель и ученики равноправные участники коллективного процесса вне зависимости урочного или внеурочного, творческого, исследовательского или стандартного.
3. Принцип деятельностного подхода – построение урока как субъектной деятельности учащихся от целеполагания до рефлексии.
4. Принцип сотрудничества и взаимопомощи – использование коллективных способов обучения, которые создают благоприятную для развития и творчества каждого ученика атмосферу в классе, позволяют выявить лучшие черты каждого в творческом процессе, осуществлять необходимую воспитательную корректировку, в том числе — поведенческую.
5. Принцип комплексности, то есть включённость в урок не только мыслей, чувств, опыта учащихся, но и универсальных компетенций, межпредметных связей и метапредметных взаимодействий.
6. Принцип сотворчества, увлекающий за собой, корректирующий текущие ошибки и неточности и позволяющий учащемуся чувствовать себя полноправным членом исследовательского творческого коллектива, ощущать ситуацию личного и коллективного успеха, разделять ответственность со сверстниками и старшими.
7. Принцип любви к истории, а не к себе в истории, заключающийся в бережном отношении к каждому сказанному слову во избежание искажений и неточностей, исторических и воспитательных, личностных деформаций.
8. Принцип оптимизации обучения – выбор форм и методов, максимально соответствующих теме, возможностям учащихся, имеющих не только теоретическую, но и практическую значимость.
Основой процесса формирования личностных качеств ученика на уроках истории является технология проблемного обучения, основным принципом которой является «обучать, исследуя, исследовать – обучая», что способствует постоянной включенности учащегося в процесс самостоятельной поисковой деятельности на уроке. В рамках этого процесса поиск и решение проблем способствуют усвоению исторических знаний, а так же развивают критическое мышление обучающегося через работу с историческим источником. Это способствует развитию навыков анализа исторического источника, необходимых в исследовательской деятельности.
Важной частью развития личностных качеств учащегося, в том числе – патриотизма, и гражданственности является рефлексия – процесс осмысления себя, своей деятельности, своего отношения к историческим событиям, в процессе которого происходит присвоение опыта, формулирование выводов, постижение новых смыслов. Поэтому этап рефлексии на уроке считаю одним из самых важны и сложных, предполагающих и доверие к своим ощущениям, и, главное – доверие к учителю.
Важным фактором реализации современных ФГОС в средней ступени обучения, развития учащегося как субъекта деятельности является использование исследовательских технологий, позволяющих как исследовать историческую проблему на уроке, так, и поставив ее, выйти сначала на уровень совместного исследования («учитель-ученик», «ученик-ученик»), а далее – и на уровень самостоятельного исторического исследования как высшего уровня понимания процесса, как элемента воспитания любви к истории, и через любовь к истории – к любви к Родине.
Еще одним значимым методом, использующимся мной на уроках истории, является метод проектов, так же ориентированный на самостоятельную индивидуальную или групповую работу над созданием проекта решения проблемы, предполагающий предоставление конкретного результата этой работы. В моей педагогической деятельности метод проектов связан как с работой в метапредметной среде изучения исторической проблематики, так и в связке с методом коллективной творческой деятельности он используется во внеурочной работе по предмету в рамках разработанного мной и реализуемого в течение нескольких лет проекта лицейского интеллектуально-творческого марафона гражданско-патриотической направленности для учащихся основной и средней школы «Имена России».
Современный учитель не может работать эффективно, не используя информационно-коммуникационные технологии. Учащиеся продуктивнее усваивают учебный материал через информационные технологии. Задачи изучения истории предполагают как работу с историческим источником, так и знакомство с произведениями культуры разных эпох, работу с исторической картой, графическим и звуковым материалом. Так же эти технологии способствуют созданию ученических проектов урочной и внеурочной деятельности, презентовать результаты исследовательской и воспитательной работы в рамках преподавания истории, создавать учебные пособия на электронной основе, осуществлять дистанционное обучение и дистанционную поддержку исследовательских и воспитательных исторических проектов.
Результатом такого процесса является исторически-компетентная личность, обладающая самостоятельным историческим мышлением, позволяющим решать важные социальные задачи и адекватно оценивать исторический процесс в целом, историю Родины – в частности.
Представленная система работы прошла общественно-профессиональную экспертизу, была представлена на школьном, районном и региональном уровне в рамках заседаний лицейских Методических Советов, районного методического объединения учителей истории, семинара методистов АППО и районов Санкт-Петербурга, а так же в публикациях и в конкурсных материалах.

Написать комментарий