Статью подготовили:

Колтакова Елена Анатольевна учитель физической культуры — почетный работник общего образования

Слесарева Анастасия Сергеевна учитель физической культуры

Кузнецов Василий Константинович учитель физической культуры — почетный работник общего образования


Физическая культура — обязательный предмет в общеобразовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания школьников, главным предметом здоровьесбережения учащихся. В сочетании с другими формами – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы) – достигается основная цель физкультурного образования – формирование физической культуры личности. [1.С.4].

Одним из условий правильной организации физического воспитания в школе является хорошо организованный медицинский контроль, задачи которого состоят в широком использовании основных средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья детей и контроле над их правильным применением, а также в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию.

С 2011 года в школах введен третий час на проведение урока физической культуры. Перед многими школами встал не простой вопрос организации этого занятия. Ни для кого не секрет, что не все школы имеют более одного спортивного зала, бассейны и тренажерные залы. Кадровое обеспечение тоже не всегда на высоком уровне. Как положительный момент можно отметить то, что за последние годы в нашем районе все школы оснащены современным спортивным стадионами, что позволяет разрешить, некоторым образом, проведение третьего урока физической культуры.

Проблемы физического воспитания учащихся в настоящее время привлекают внимание многих специалистов, и не только специалистов в области физической культуры. В последнее время наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи в России. [2.С.4]. Если обратиться к конкретным цифрам, то по данным медицинских работников нашего учебного заведения на 2012—2013учебный год общее количество учащихся в первых классах- 87 человек из них 34 ученика относятся к подготовительной группе, во вторых классах на 84 ученика — 23 относятся к подготовительной группе, в третьих классах соотношение 86 и 26, в четвертых классах — 86 и 24. Мы провели анализ и по сравнению с прошлыми годами отметили, что детей с хроническими заболеваниями стало в три раза больше. Учащиеся, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, особенно необходима двигательная активность, адаптированная к функциональному состоянию организма. Мы стараемся работать творчески, широко и разносторонне вводить подвижные игры или их элементы в повседневную жизнь учащихся.

В свете введения в практику ФГОС второго поколения начального образования мы решаем проблему третьего часа, используя подвижные игры на уроке. Дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за уроками, компьютером и телевизором. Поэтому, необходимо с раннего детства приучать детей к активному образу жизни, что поспособствует их гармоничному развитию.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник детей. Она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка и неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Элементарные умения и навыки, приобретённые учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углублённом изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приёмами.

Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности. [3. С.181].

Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, перенос посильных отягощений и т.д. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития учащихся метания различных предметов на дальность.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными элементами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий [4. С.88].

Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности должен быть доступен занимающимся. На уроках физической культуры чаще всего применяется эстафетная форма проведения, например: комбинированная эстафета с различными мячами, кеглями, гимнастическими палками, кубиками, обручами, скакалками, эстафета с препятствиями. А также подвижные развивающие игры, например: «Меткий футболист», «День и ночь», «Два мороза», «У медведя во бору», «Снайпер», «Охотники и утки», «Рыбаки и невод», «Салки», «Белки на дереве» и др.

Ребенку необходимо существовать в коллективе, а не «в сторонке», следовательно, игры и занятия следует проводить в группах. Они должны быть интересны ребятам, развивать их логическое мышление, память, внимание, концентрацию. Занятия должны способствовать развитию в ребенке целеустремленности, азарта в достижении поставленных целей.

Самое главное — не навредить принуждением, так как это может негативно отразиться на психике ребенка. Занятия и подвижные игры должны быть интересны ребятам, результат возможен только при общих усилиях и взаимной заинтересованности.

Знание подвижных игр могут разнообразить досуг учащихся на переменах и на оздоровительных прогулках в группах продленного дня.

Подвижные перемены проводятся в промежутках между уроками. Чаще всего, большинство травм, получаемых в школе, приходятся на перемены. Чтобы данной проблемы избежать, необходимо организовать правильно досуг ребят. Известно положительное значение для отдыха школьников переключения учебной деятельности на физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения и т.п. Игры на переменах относятся к физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня. Развивающие игры, способствующие развитию внимания и самовыражению ребенка (выступления ребят друг перед другом способствуют преодолению детских страхов перед скоплением людей, способствуют развитию воображения, развивают творческий потенциал, убирают внутренние комплексы). Пример некоторых игр, применяемых на подвижных переменах: «Изобрази без предмета», «Внимание!», "Узнай по голосу", «Выполни уговор строго». [4.С.100].


Список использованной литературы:

1. Лях В. И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. Ред. В. И. Ляха. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 237с. :ил.

2. Попова Е. В., Старолавникова О. В. Варианты планирования уроков физической культуры в образовательных учреждениях Санкт — Петербурга: методические рекомендации / под общ. ред. Е. В. Поповой. – СПб.: СПб АППО, 2012. -182с.

3. Былеева Л.В. Подвижные игры: учебник, М.: Физическая культура, 2008, 288с.

4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2000,164 с.

 

 

Написать комментарий